«Звуки Ш-Ж» — развитие речи на iPad

По статистике темпы развития речи детей дошкольного возраста за последние пять лет замедлились в два раза. Если раньше большинство детей овладевало родным языком (в рамках первичной фразовой речи) к 2-2,5 годам, то теперь планка значительно выше. А уж пропуском определенных звуков и букв вообще никого не удивишь. Даже невропатологи отмечают тенденцию к более позднему освоению детьми речи и звуков.

В этом обзоре мы расскажем об одной интересной книги-приложении для iPad, которая, по заявлениям создателей, может стать отличным подспорьем для родителей в развитии речи у ребенка.

История возникновения приложения

Интерактивная книга «Звуки Ш-Ж» вышла в свет в 2011 году и своим появлением открыла профессиональную логопедическую серию приложений в AppStore, которая получила название «Говорим с мамой». Это первый проект издательства «ТАРКОС» — его разработка заняла более трех лет. Разработчики не только имеют опыт работы в логопедии, но и получили специализированное Высшее Педагогическое образование.

Все члены команды — родители, педагоги и даже медики. Тестирование приложения проходило в режиме реального времени и эффективность методики сотрудники апробировали на своих же детях. Малыши стали самыми лучшими помощниками, иллюстраторами и сценаристами. Правильное становление их речи является лучшим доказательством успешности данного проекта.

В приложении «Ш-Ж» основной акцент сделан именно на проблемах, связанных с пропуском или произношением определенных звуков и слов. Если врачи подтверждают отсутствие нарушений слуха и иннервации рта, а также общее психоэмоциональное развитие малыша в норме, то это скорее всего временное нарушение в произношении одного или нескольких звуков (диспалия).

Версия для iPad ориентирована на становление звуков «Ж-Ш» в речи ребенка и представляет собой сборник видео и дидактических материалов. Под lite-версией представители издательства подразумевают наличие у них электронной книги, которая повторяет интерфейс данного приложения и дополнена рекомендациями по плавному вводу новых звуков в повседневную речь ребенка.

Процесс становления звуков «Ж-Ш»

Работа по книге подразумевает четкий алгоритм действий:

  1. Укрепление мышц рта и языка при помощи специальных гимнастических упражнений
  2. Тренировка слухового восприятия проблемного звука
  3. Непосредственное обучение по произношению проблемного звука
  4. Выработка устойчивой привычки правильной постановки языка и произнесения требуемых звуков

В самом начале специалисты объясняют родителям схему возникновения звуков «Ж-Ш». Оказывается, каждый звук русского алфавита давно получил подробное описание, с точки зрения физиологии работы лицевых мышц и  других органов тела. Например, при произнесении звука «Ш» голосовые связки совсем не нужны — он создаётся с помощью совместной работы языка и выдыхаемого воздуха. Звук «Ж» рождается из своего «шипящего собрата», но при участии голосовых связок.

1. Тренировка лицевых мышц и языка

Понимание происходящих процессов важно при переходе к следующему этапу — «гимнастики для язычка». Главной целью этого этапа является укрепление языковых и лицевых мышц. Курс состоит из 9 последовательных гимнастических упражнений:

Каждое занятие подробно описано и сопровождается видео-материалом. Небольшие видео-фрагменты созданы не только для визуального контроля и  наглядного примера: они положительно влияют на желание детей повторять упражнения. Ведь подражание остается одним из самых лучших вариантов обучения детей дошкольного возраста.

Девятое (последнее) упражнение построено в виде сказки. Оно объединяет все прошлые гимнастические элементы и подразумевает, что ребенок успешно освоил и прошел предыдущие ступени.

2. Развитие слуха

Параллельно с ежедневной тренировкой лицевой мускулатуры, разработчики предлагают развивать слух ребенка. Речь и слух связаны напрямую, чем больше тонов воспринимает ребенок, тем больше вероятность, что он быстрее овладеет правильным произношением звуков и слов.

У каждого задания своя особенность:

  • Малыш узнает понятия «громче-тише»
  • Учится различать разные тона синонимичных звуков
  • Знакомится с понятием звукового ритма и учится выделять необходимый звук среди побочных шумовых эффектов
  • Начинает определять похожие по звучанию слова и выделять звук, который их различает
  • Учится на слух определять правильное и неправильное звучание определенных слов:

3. Практические занятия с новыми звуками

После успешного освоения артикуляционной гимнастики и совершенствования работы органов слуха, можно приступить к следующему этапу — правильное произнесение изучаемого звука.

Кроме наглядного видео-материала в данной разделе представлены игры, которые помогут малышу в практическом освоение звука «Ш» и «Ж»

4. Учимся играя

В приложении также есть примеры игр, которые ненавязчиво вводят новые звуки и слова в жизнь ребенка и развивают слуховое внимание:

Успех методики заключен именно в интеграции занятий в повседневную жизнь ребенка и подачи материала в игровой, интересной для малыша, форме. Это не значит, что теперь весь день родителя будет посвящен развивающим занятиям с язычком. Для достижения оптимального результата достаточно ограничить время упражнения до 5-10 минут и повторять их несколько раз в день. Такая схема положительно влияет на способность детей сосредоточивать внимание на поставленных задачах и успешно интегрировать их в свой досуг.

Информация для родителей

Рекомендуемая возрастная категория детей — от 4 до 7 лет. Именно к этому возрасту должна быть сформирована правильная фразовая речь. Но авторы утверждают, что к занятиям можно привлекать детей младшего возраста в игровой форме. Светлана Сарычева (руководитель издательства «ТАРКОС») уверена, что «лучше предупреждать, чем исправлять»

Одно занятие с логопедом длится не менее 40 минут и его эффективность снижается по мере угасания интереса ребенка. К тому же персональные визиты профессионала подразумевают ряд домашних заданий, требующих ежедневного выполнения. Подобный темп жизни довольно утомителен для детей дошкольного возраста.

[ga300]Авторы приложения с удовольствием поделились с нами своим бесценным опытом и мы публикуем универсальные советы родителям, чьи дети столкнулись с трудностями в произнесении тех или иных звуков:

  • Разговаривать с ребенком:  в буквальном смысле оречевлять каждое действие и жест, говорить о том, что окружает ребенка. Это так называемая направленная речь — именно такой способ общения оказывает максимальное влияние на нужные доли мозга ребенка.
  • Пальчиковые игры и развитие тактильных ощущений — львиная доля успеха. Развитие мелкой моторики напрямую связано с речью: зоны отвечающие за речь и движения кистей рук находятся рядом в коре головного мозга.
  • Изначально следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил слова и звуки. Лучше сейчас несколько раз поправить малыша, чем потом много лет корректировать возникшие нарушения.
  • Избегать словоподражания: с ранних лет учите ребенка говорить правильно: «Не би-би, а машина«.
  • Обратиться к специалистам необходимо, если ребенок неправильно говорит к 6 годам.
  • С 3 лет желательно ежегодно проходить осмотр у логопеда.

Выводы: Приложение «Звуки Ш-Ж» имеет довольно простой интерфейс, его нельзя назвать очень красивым, в нем нет завораживающей анимации. Зато по информативной насыщенности оно даст фору десятку развивающих игр и детских программ. iPad версия книги представляет из себя полноценный курс методических указаний по развитию детской речи и изучению звуков «Ш-Ж». Специалисты в области дефектологии также отмечают, что серия «Говорим с Мамой»  — не просто сборник упражнения для язычка. Это первое логопедическое приложение, которое раскрывает профессиональные секреты о том, как правильно поставить звук.

P.S. От себя можем добавить, что все же необходима консультация у логопеда, невролога, офтальмолога, прежде чем использовать предлагаемые методики и планшет для развития ребенка.

Оставить ответ