Apple Store: почему он так нужен в России?

В последнее время слухи об открытии в России официального Apple Store как-то поутихли. Некоторое время назад они обсуждались настолько серьёзно, что даже назывались конкретные даты и места появления первого официального магазина розничной сети Apple в нашей стране. А почему это вообще настолько важно? Давайте разберёмся, заодно попытавшись подстегнуть обсуждения этой любопытной темы.

Действительно, многие не понимают простой вещи: Apple Store – это не обычная сеть многобрендовых магазинов, открытых компанией-производителем. И для самих купертиновцев, и для потребителей их продуктов, Apple Store имеют совершенно особое значение. Открытие в той или иной стране первого официального магазина компании – акт признания её важным рынком сбыта. Но, обо всём по порядку. Почему Apple Store так важны для самой компании? Окунёмся в историю.

apple-store-magaziny-istoriya-geografiya-perspektiva2

Как всё начиналось

Собственные магазины у Apple, существующей с 70-х годов прошлого века, появились совсем недавно: идея пришла в голову Стиву Джобсу в 1999 году, а до реализации дело дошло в 2001. Джобсу не нравилась прежняя модель продаж. Во-первых, он считал большим минусом для компании, что её продукция может размещаться рядом с конкурентами, а персонал магазина, как правило, не может рассказать об устройствах Apple то, что хотел бы услышать основатель компании.

Во-вторых, Джобсу не нравилось, что торговые центры расположены на окраинах городов: он был уверен, что магазин должен сам «прийти» к покупателю. Из этой простой идеи и родилась вся концепция Apple Store.

В первый день существования новой розничной сети, Apple открыла два магазина, и оба – отнюдь не в центрах мегаполисов. Компания осторожно подошла к рискованной идее, первые Apple Store появились в маленьких городках Вирджинии и Калифорнии.

Одним словом, в самого начала Apple придавала созданию и развитию своей розничной сети очень большое значение. Даже сейчас, когда была официально поставлена задача утроить число Apple Store за два года, в Купертино тщательно выбирают, где и когда открывать новый магазин. О многом говорит уже тот факт, что за пределы США сеть Apple Store вышла только в 2004 году. Причём первой страной, с которой началось мировое продвижение сети, стала Великобритания – второй по комфортности для Apple рынок, после родного.

А какая разница?

Хорошо, но так ли важно для конечного пользователя, где он покупает новый iPhone или Mac? Да, понятно, что сотрудники Apple Store куда лучше подкованы в особенностях техники «яблочной» компании, а также хорошо разбираются в её философии – это Стив Джобс считал особенно важным. Но давайте честно: мало кто из нас действительно нуждается в консультации, когда приходит в магазин. Тем более, с целью купить продукт Apple. В чём же смысл?

В различных сервисах, которые жёстко привязаны именно к Apple Store. По этой причине и страдают многие россияне: программы trade-in, программы диагностики и ремонта особых неисправностей, различные интересные акции – всё это затрагивает только официальную сеть компании. Да и без различных особых событий и программ, функционально Apple Store несравним с любым премиум-реселлером: в этих магазинах оказывается широкий набор сервисных услуг, и поставки товаров в них для Apple приоритетны. Так что привычная уже проблема дефицита затрагивает официальную сеть меньше, чем реселлеров.

Итак, мы разобрались, почему Apple Store так важны для обоих сторон: производителя и покупателей. Каково же современное состояние ретейловой сети купертиновцев?

applestore

Apple Store сегодня

На момент публикации этой статьи сеть Apple Store насчитывает 463 магазина, из которых 266 – то есть, существенно больше половины, находятся в США. Всего география охвата сети включает 18 стран, причём интересно, что их список не совпадает с «первой волной» продаж iPhone. Скажем, в Нидерландах есть три Apple Store, в Испании 11 магазинов, а в Италии и вовсе 16 – но жители этих стран вынуждены каждый сентябрь набираться терпения.

С другой стороны, в Сингапуре и Новой Зеландии, где продажи нового смартфона Apple начинаются одновременно с США, официальной точки продаж до сих пор нет. Логика компании в этом вопросе не вполне ясна.

После появления первых Apple Store в Бразилии и Объединённых Арабских Эмиратах, осталась только одна часть света, где до сих пор нет ни одного магазина: Африка. И, естественно, острее встал вопрос, вынесенный в следующий заголовок…

6733b6e2a5c9fa93f1403e99b38

Появится ли магазин в России?

Пока всё, что получили россияне – это Apple Shop, «облегчённая версия» Apple Store, которая открылась на первом этаже московского ЦУМа. Несмотря на схожее название, большей части возможностей настоящего официального магазина такая торговая точка не даёт.

Пару лет назад в прессе назывался конкретный адрес первого российского Apple Store, и похоже, что планы у компании из Купертино действительно были: известно, что «Эпл Рус» начала поиск персонала для магазина. Почему эти планы внезапно отменились – никто, к сожалению, не знает.

С тех пор не появлялось никакой внятной информации, хотя Apple, несмотря ни на что, делает шаг за шагом в сторону российского рынка. Сначала появился официальный российский сегмент онлайн-магазина компании, и российский сегмент App Store. Затем наша страна попала по «вторую волну» старта продаж iPhone – это случилось с выходом «шестёрки». И закрепилась в числе стран «второго эшелона» с точки зрения Apple, если судить по этой осени. Наконец, открытие Apple Shop, приуроченное у началу продаж в нашей стране «умных часов» из Купертино.

Всё это даёт некоторые основания полагать, что Apple Store в России рано или поздно появится. В конце концов, если по два магазина розничной сети купертиновцев уже работают в Бразилии и в Турции – чем же россияне хуже?.. И именно этот логичный вопрос обостряет тему прихода Apple Store в Россию. Мы не станем копаться в конспирологических причинах того, что до сих пор открытие такого магазина не состоялось. Просто выразим надежду, что ждать осталось недолго.

Оставить ответ